Мемориал представляет собой группу памятников на месте бывшего партизанского аэродрома. Комплекс открыт в 1969 г.
Проект разработал архитектор Г. В. Заборский. Ключевые элементы:
14-метровый обелиск на месте базирования Минского обкома партии, мемориальная зона на поле бывшего аэродрома с памятником в виде винта самолета, скульптура «Скорбящий партизан» на братском кладбище, где нашли последнее пристанище 296 бойцов. На мемориальной доске над-
пись: «Слава вам, храбрые! Слава, бесстрашные! Вечную славу поет вам народ. Доблестно жившие, смерть сокрушившие, память о вас никогда не умрет! Доблестным воинам Советской Армии и партизанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны на территории Любанского района в 1941–1945 гг.». Главным прообразом для скульптуры выступил легендарный Дед Талаш, который летал с этого аэродрома в Москву для выступления с рассказом о партизанской борьбе на оккупированной территории БССР.
Отреставрировано шесть партизанских землянок. В 2008–2009 гг. на мемориальном комплексе «Остров Зыслов» проводились ремонтно-реставрационные работы.
Зыслов остров – труднодоступный участок суши среди болот в Любанском районе Минской области. Во время Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1944 г. – одна из главных баз партизанского движения в Минской области. Это место, выгодно защищенное самой природой, уже в августе 1941 г. служило надежным убежищем для первого на Минщине отряда под руководством Александра Далидовича. Неслучайно в дальнейшем на Зысловом острове располагались Минские подпольные обкомы, штаб партизанских соединений и бригад, редакции подпольных газет «Звязда», «Чырвоная змена», «Кліч Радзімы», рядом в д. Загалье работала лесная школа. Летом 1942 г. на Зысловом острове с помощью местных жителей сооружен партизанский аэродром, который 22 сентября принял первый самолет с Большой земли. Через аэродром на Зысловом острове осуществлялось снабжение партизан боеприпасами, вооружением и эвакуация раненых.
В соседней деревне сумели организовать школу партизанских медсестер. Неподалеку с Зысловом располагался еще остров Добрый. Там специально партизаны создавали видимость бурной авиационной деятельности, потому все немецкие бомбардировки и артиллерийские, минометные обстрелы Добрый отвлекал на себя. Протяженность взлетно-посадочной полосы в Зыслове составляла лишь около 1400 м, но местный рельеф не позволял сделать участок для посадки длиннее. При этом самолетам ЛИ-2, которые осуществляли связь с Большой землей, в обычных условиях требовалась для штатных взлета и посадки полоса в 3 км. Аэродром охранялся по всем правилам: в качестве средства противовоздушной обороны использовали шесть пулеметов. Людей, обеспечивающих охрану, разместили в землянках. Но все же главным преимуществом партизан стала маскировка. Скрыть от вражеских самолетов-разведчиков взлетно-посадочную полосу удавалось при помощи кустов и деревьев, которые росли на специальных салазках: в нужный момент их попросту убирали. Существовала и целая система сигнальных костров, которые заменяли посадочные огни. Землянки не отапливались даже зимой, чтобы позиции не смог выдать дым. В наши дни Зыслов уже не остров. Там, где на десятки километров простирались болота, теперь поля местного сельскохозяйственного предприятия.