История событий лагеря Тростенец сегодня представлена следующими мемориальными сооружениями: мемориальный сквер и памятник-обелиск в память узников лагеря смерти Тростенец, уничтоженных в 1941–1944 гг. (установлен в 1963 г. в п. Большой Тростенец); памятник на месте сожжения 6500 заключенных (установлен в 1965 г.); памятник на месте кремационной ямы-печи, в которой было уничтожено около 50000 человек; памятный знак в урочище Благовщина, у входа на территорию захоронений 150000 человек. 29 июня 2018 г. была торжественно открыта вторая очередь мемориала в Благовщине. Присутствовали президенты Беларуси, Австрии, Германии, представители государственных организаций и общественных союзов Израиля, Польши, Чехии, Австрии, Германии. У парковки на ул. Селицкого установлен информационный стенд со схемой комплекса, а также два товарных вагона, символизирующих эшелоны, на которых привозили в Минск узников. Главной композиционной осью мемориального комплекса на территории бывшего концлагеря является «Дорога памяти», вдоль которой установлены памятные знаки в виде гранитных плит с информацией о местах уничтожения и количестве уничтоженных людей на территории Беларуси в 1941–1944 гг. На центральной площади, как на главной композиционной и визуальной оси комплекса, на самой высокой точке рельефа размещается памятник-монумент «Врата памяти» (скульптор К. Костюченко) в виде 10-метровой скульптуры из бронзы. Площадь построена по принципу треугольника, замощена гранитными термообработанными плитами (площадью 627 м2). Треугольник по планировочному решению представляет как символ напряженности, замкнутости, не свободы в пространстве и времени, так и символ вечности и памяти.
Скульптурная композиция «Врата памяти» решена в виде ворот, без ограды в открытом пространстве, ничего не закрывающих и не имеющих практического смысла, что говорит о бессмысленности убийств и угнетений одних людей другими. Лицевая сторона как старый черно-белый снимок узников, смотрящих на посетителей мемориала из того времени, тела которых переплетены с конструкцией ворот. На этой же оси в 2019 г. был открыт «Массив имен», объединяющий на одном постаменте 10 колонн с высеченными на них именами. Они символически обозначают десять эшелонов с австрийскими евреями, депортированными из Вены в Тростенец. Автором концепции стал австрийский архитектор Даниэль Занвальд.
Воплощал идею в жизнь минский скульптор К. Костюченко. За монументом расположено «Поле погребения», где каратели рассеивали пепел сожженных узников. «Дорога памяти», как луч рентгена, врезается в рельеф и проходит вдоль исторических руин сооружений лагеря смерти. «Дорога смерти» идет до места уничтожения заключенных в урочище Шашковка – крематория яма-печь. Скульптурную композицию «Кремационная яма-печь» планируется решить в виде двух уложенных крестом черных балок, нависающих над огромным рвом. На данный момент она обозначена гранитным обелиском с надписью: «На этом месте фашистскими палачами сжигались мирные советские граждане». Яма-печь была построена нацистами в октябре 1943 г. и представляла собой вырытую в земле яму с пологим подходом к ней, ого роженную колючей проволокой и плотным дощатым забором. Здесь сжигали узников, доставленных в специально оборудованных для умерщвления газом крытых грузовиках. Всего в печи крематория было уничтожено более 50000 человек.
С восточной стороны от «Дороги памяти» сохранились руины бывшего лагеря смерти. Проектом предусмотрено их выявление с последующей консервацией. Для сохранения и визуального осмотра руин используется мощение и отмостка из камня, сами руины очищены от наслоений и законсервированы. Каждое сооружение концлагеря обозначено мемориальными плитами с исторической информацией, зона содержания узников лагеря ограничена архитектурными элементами. В центре территории, у поста охраны «Юнкер», воссоздана вышка для охраны и караула из деревянных конструкций высотой 7 м, в которой установлен прожектор. Главным архитектором является Г. Л. Левина, продолжающая развивать концепцию, заложенную ее отцом – Л. М. Левиным. Вся территория Благовщины трактуется как мемориальный парк, в центре которого – кладбище с выявленными 34 братскими могилами. Граница кладбища по периметру обозначена архитектурными элементами, образ которых решен в виде исторических столбов ограды. Могилы оформлены засыпкой колотым черным гранитом, с окантовкой декоративным металлическим листом и установкой надгробной плиты «окно в вечность» из черного полированного гранита, в которой отражается небосвод, объединяя существующее окружение с вечным. Вдоль аллеи мемориального парка запроектированы две ландшафтные композиции. Одна из них – «Яблоневый лес» – посвящена детям, уничтоженным в урочище Благовщина. Деревья, расцветающие в весеннее время, подчеркивают эффект противоречия между жизнью и смертью. Другая композиция – «Потерянное время» – образована радиусной посадкой плакучей породы растений, символизирующей бессмысленность событий войны.