Мемориал на месте партизанского аэродрома в Бегомле
🚘Место расположения: г. п. Бегомль, на пересечении ул. Советской (трасса Р3) и ул. Победы. Рядом с Бегомльским музем народной славы.
📍Координаты: 54.734776, 28.058801.
Установленный в 1967 г. памятник представляет собой стелу, на вершине которой размещена модель транспортного самолета ЛИ-2 – военно-транспортный самолет времен Второй мировой войны средней дальности, выпускаемый по лицензии на выпуск Douglas DC-3, США.

Данный тип самолетов широко применялся для транспортно-пассажирских перевозок, полетов за линию фронта к партизанам и диверсионным группам, для выброски парашютных десантов и как дальний ночной бомбардировщик. Самолет оказался надежен, освоен, пользовался популярностью. Также ЛИ-2 достаточно широко применялись для буксировки десантных планеров типа А-7 и Г-11 на территорию противника. Технология планерных десантов была отработана до такой степени, что один самолет ЛИ-2 мог буксировать сразу несколько планеров – это были так называемые планерные поезда, предназначенные для перевозки больших объемов грузов.

У основания памятника мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1942–1944 гг. действовал партизанский аэродром, через который поддерживалась связь с «Большой землей». Отсюда начала свой боевой путь группа организаторов партизанского движения в Литве».

В открытии памятника принимал участие П. М. Машеров.
В память о данном партизанском аэродроме на круговом перекрестке трасс Р3 и М3 (54.729459, 28.065562) установлен самолет ИЛ-14Т, прототипом которого был легендарный ЛИ-2. У памятника установлена информационная доска с надписью: «В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) на Бегомльщине было организовано партизанское движение. С марта 1943 г. в Бегомле действовал партизанский аэродром. С помощью самолетов «Дуглас» доставлялось оружие, боеприпасы, медикаменты, эвакуировались раненые.

Данный конкретный самолет ранее использовался в полярной авиации и был передан музею народной славы Бегомля в начале 1990-х гг. Сначала он был установлен рядом со зданием музея, но позже перемещен в более заметное место на перекрестке оживленных дорог.

Благодаря Бегомльскому аэродрому поддерживалось партизанское движение на территории Минской, Витебской, Вилейской и Барановичской областей».


Стоит отметить, что Бегомль в целом можно расценивать как место памяти, раскрывающее ряд важнейших событий истории ВОВ в Беларуси. В память о партизанском движении одна из улиц носит название «Партизанская».

За боевые заслуги комиссара бригады «Железняк» С. С. Манковича, который является уроженцем Докшицкого района, одна из улиц Бегомля названа в его честь. Одна из улиц неподалеку названа в честь И. Ф. Титкова – командира партизанской бригады. Также одна из бегомльских улиц носит имя Леонида Павловича Бирюкова, начальника штаба бригады «Железняк» с октября 1942 г. по июнь 1944 г. На пересечении ул. Садовой и Кирова расположен памятник партизанам на месте братской могилы.
Об освобождении Бегомля 18 декабря 1942 г. хранит память мемориал «Партизанская слава» на ул. Советской (54.732753, 28.061194). О расстрелах еврейского населения повествует монумент «Жертвам фашизма» (54.731073, 28.062111).

Основные сведения. Бегомль был оккупирован 02 июля 1941 г. Нацистские захватчики убили в Бегомле и районе 3,3 тыс. человек. В Бегомле действовало подполье, в Бегомльском районе – подпольные райкомы КП(б)Б, ЛКСМБ, партизанские бригады «Железняк», «Дяди Коли», Никитина, особый диверсионный отряд Кузина.
20 декабря 1942 г. партизаны бригады «Железняк» выгнали оккупантов с городского поселка и восстановили на территории поселка советскую власть. Бегомль стал центром партизанского края – Борисовско-Бегомльской партизанской зоны (пл. более 8000 кв. км), которую партизаны удерживали до прихода Советской Армии в 1944 г. С марта 1943 г. в Бегомле действовал партизанский аэродром, через который осуществлялась регулярная и устойчивая связь нескольких партизанских зон с Большой землей.

Взлетно-посадочная полоса располагалась на окраине поселка справа от дороги, ведущей на Докшицы. До войны с нее взлетали почтовые самолеты.

Организацией и работой аэродрома руководил И. П. Водзянков. Благодаря грамотной маскировке нацистам длительное время не удавалось помешать бегомльскому «воздушному мосту», по которому партизанам доставляли оружие, медикаменты, продукты, вывозили раненых и эвакуировали детей и стариков. Здесь действовали партизанские бригады «Железняка», «Дядя Коля», «Народные мстители», «Смерть фашизму», им. Калинина, им. Кирова, им. Воронянского, диверсионный отряд Кузина и др., отсюда свой боевой путь начала группа организаторов партизанского движения в Литве.
Первый вылет в данный район летчики 101-го авиаполка (экипаж командира корабля И. А. Гришакова) совершили 23 марта 1943 г. для сброса груза и парашютистов на площадку Рожино, в течение 1943 г. на площадки, расположенные вблизи Бегомля (Рожино, Боброво, Старина, Селище, оз. Палик, оз. Домжерецкое, Воротище, Лесны), силами авиаполка было произведено 37 сбросов груза. Первый полет с посадкой на этот партизанский аэродром в 101-м авиаполку совершили 22 апреля 1943 г. летчики из экипажа командира корабля В. И. Лебедева, к декабрю 1943 г. произведено 5 самолетовылетов с посадкой. В район Бегомля помимо В. И. Лебедева иИ. А. Гришакова вылетали экипажи командиров кораблей С. Н. Багрова, Г. С. Бабиевского, Л. Ф. Шуваева, П. П. Абрамова, Г. В. Чернопятова, С. Ф. Рукавицына, М. М. Долгих.

Аэродром имел стратегическое значение не только для партизан района, но и для всей Беларуси.

В ходе карательной операции «Котбус» (май – июнь 1943 г.) оккупанты заняли поселок, но к концу июля 1943 г. вновь были выбиты партизанами. 5 июня 1944 г. немецкие войска опять заняли Бегомль. Окончательно освобожден 1 июля 1944 г. солдатами 850-го стрелкового полка 277-й стрелковой дивизии 7-й механизированной бригадой 3-го Белорусского фронта и партизанами бригады «Железняк».